Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Самоспасение и проблема клещей в лесу

Единственным вариантом решения этой задачи, зачастую, объявляются поголовные прививки – вакцинация. А как же раньше обходились без нее? И ещё советуют надевать плотную (специальную) одежду и резиновые сапоги. Но, в такой одежде живительный контакт с лесным и полевым окружением, весьма, затруднён (по лугу уже не пройтись босиком)...

Что касается вакцинации, то от клещевого вирусного энцефалита она помогает, далеко, не всегда (только в 80% случаев) и, совсем, бесполезна от "лайма", бареллиоза и еще некоторых болезней, переносимых клещами. Более того, получившие прививки горожане, как правило, становятся очень неосторожны по отношению к клещам!

Объектом нападения клеща всегда были животные и птицы, которые, будучи укушенными, сами были носителями вируса, но не болели. Клещ, зацепившись за шерсть либо перья, добирается до кожного покрова, прокалывает хоботком отверстия, впрыскивая при этом анестезирующую слюну (и укус совершенно не чувствителен).

Пьет он очень основательно, через день-два достигая размера спелой вишни. Затем вытаскивает якоря-щупальца, отпадает, и идет "продолжать род свой"...

Поэтому-то клещ, попадая к человеку, долго находится в недоумении, ползая по гладкой коже и, пытаясь найти привычную шерсть. Поэтому-то в волосах на голове – их излюбленное место. Время этого поиска – до 40-60 минут (правда, появляются сведения, что "жадность" клещей повысилась, и необходимо говорить о 10-15 минутах).

Именно в это время можно снять клеща еще не укусившего. Для чего и нужно устраивать регулярные осмотры с целью предотвращения покусов.

И кровь человеческая – особая. Клещ, буквально, опьянев от ее вкуса, уже ни в силах оторваться. Он так и остается до тех пор, пока человек его не обнаружит. Исходя из последнего, рекомендация: не следует устраивать психоза по возвращении из леса по поводу подозрительного пятнышка на теле... Вероятность такого укуса чрезвычайно мала.

Вирус, попав в кровь, путешествует в ней не менее 20-40 часов, затем, перебираясь и укореняясь в мозговых тканях, где через 10-40 дней и начинаются разрушительные процессы. Если иммунитет у человека достаточно высок (жизнь на земле, в лесу, со здоровым питанием и хорошей душевной работой) – то за первые сутки вирус погибает, так и не начав свое черное дело. Вот почему у деревенских жителей заболевания чрезвычайно редки.

А вот человек городской, ослабленный бытовым комфортом и загрязненностью окружающей среды, особо подвержен инфекции. Вот почему укушенному, если у него не было прививки, необходимо именно в первые же сутки (и ни в коем случае не позднее) ввести инъекцию иммуноглобулина (для поддержания общего тонуса организма).

Особенно опасны т. н. "дачные" покусы. Что такое поездка на дачу, либо поход выходного дня? Это, в сущности, двух-трехдневная интенсивная работа на свежем воздухе, несомненно, "заряжающая" организм энергией. Но, через два-три часа после начала работы начинается резкий спад (т. н. "кислородное отравление", многим хорошо знакомое) - в это время человек, весьма, уязвим. Возвращение же в город в нездоровую атмосферу задает еще больший спад иммунитета, восстанавливающегося только после ночного отдыха.

Человек в первый же день может найти на теле укусившего клеща. Иммуноглобулина в наличии нет. От работы оторваться он не может, решает "быстро закончить" и потом – домой, заодно в больницу. Но. вернувшись, принимает ванну. Расслабляется и... откладывает поход к врачу "на завтра".

Именно здесь максимальная опасность. Ведь "завтрашняя" инъекция уже будет бесполезной!

Что же делать, если укус имел место?

Конечно, инъекция иммуноглобулина, по возможности быстро. Но, если Вы в первые день-два "зевнули" укус, и "догонять" иммуноглобулином уже бесполезно, то не следует возвращаться в город, останьтесь на даче, в лесу, отдыхайте, набирайтесь сил у матушки-природы.

И ещё. В отличие от коз, коровы имеют в молочных железах защиту от клещевого энцефалита, поэтому молоко у них чистое. Рекомендуем пить его после укуса. Особенно парное. Иммунитет повышается намного.

Конечно, последствия укуса инфицированного клеща, гораздо, легче предотвратить, чем вылечить!

Задумаемся здраво: клещи жили на Земле многие тысячелетия, как-то сосуществовали с человеком, и "вдруг" превратились в угрозу. Как же много столетий подряд наши предки решали данную проблему?

Очень просто! Существовала система "заговоров" против клеща. Совершая эти обряды, человек настраивал себя на выход в окружающий мир, который имеет право и наказать за бездумное поведение, но в то же время и щедро одарить за правильные поступки.

Не каждому современному человеку подходят эти заговоры. Но, за 25 лет профессиональной работы с детьми нами была выработана, весьма, действенная процедура (действенная как для детей, так и для взрослых).

Дело в том, что прививки в детском возрасте, нередко, противопоказаны. Тем паче, что призывы регулярно осматриваться и удалять ползающих по телу и одежде клещей не "срабатывают", особенно, если они сопровождаются напоминанием "укусит, - заболеешь, - умрешь!" (страха смерти у детей нет).

Поэтому оптимальной процедурой стала "беседа с клещом", как с "хозяином леса", к которому пришли добрые гости и предупреждают его (клеща!) об опасности. Объяснение этой истины клещу, с последующим отпусканием "брата меньшего, неразумного", еще не укусившего, но уже пойманного на теле и одежде носит характер ритуала.

И в результате: дети начинают осматриваться не с целью спасения себя, а с задачей спасения клеща! Даже соревнуются, кто больше клещей "спасет от смерти". Отмечено при этом интуитивное чувствование ребенком клеща, ползущего даже по внешней стороне одежды!

"Технологически" методика представляется следующим образом: зайдя в лес, первым делом ищем клеща, сажаем его на ладошку и говорим ним.

Текст же обращения может быть следующий:
"Ты здесь хозяин, мы гости. Ты живешь в траве, кустах, мы ходим по тропинкам. Давай не будем мешать друг другу. Если ты укусишь меня, еще неизвестно, погибну ли я, ты же погибнешь однозначно!"

    

Чеурин Г. С.